Почему мусульманам нельзя трогать собак


Можно ли держать дома собаку?

Вопрос: Можно ли держать дома собаку?

Ответ: Если собака для каких-то целей, то есть она приучена сторожить  пастбище, скот, посевы, огород или приучена к охоте, то можно заводить собаку в таких целях, и в этом ученые единодушны.

Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) пишет:

اتفق الفقهاء على جواز اقتناء الكلاب التي تتخذ للصيد والماشية والزرع

«Ученые-факихи единодушны в том, что дозволено иметь собаку, которая приучена охотиться, охранять пасущийся скот, посевы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).

Что касается того, чтобы иметь собаку во дворе дома для охраны дома, животных, хозяйства и т.д., то есть два мнения: те, кто не дозволяют и те, кто дозволяют иметь собаку. Об этом имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

هَلْ يَجُوز اِقْتِنَاء الْكِلَاب لِحِفْظِ الدُّور وَالدُّرُوب وَنَحْوهَا ؟ فِيهِ وَجْهَانِ : أَحَدهمَا : لا يَجُوز ، لِظَوَاهِر الأَحَادِيث ، فَإِنَّهَا مُصَرِّحَة بِالنَّهْيِ إِلا لِزَرْعٍ أَوْ صَيْد أَوْ مَاشِيَة , وَأَصَحّهمَا : يَجُوز

«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что это запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).

А если нет пользы от собаки, то ее держать нельзя, как пишет имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах):

قال الشافعي والأصحاب : لا يجوز اقتناء الكلب الذي لا منفعة فيه

«Сказали имам аш-Шафии и его последователи: «Нельзя иметь собаку, от которой нет пользы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).

Держать собаку внутри дома

1) Что касается содержания собаки дома без вышеприведенной пользы, мы писали, что это запрещено, а держать собаку внутри дома тем более запретно, потому как собака является наджасом, как утверждает большинство ученых, такие имамы, как: аш-Шафии, Абу Ханифа, Ахмад и их последователи, за исключением имама Малика.

Также вдобавок к этому есть хадис, в котором сказано:

لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب ولا صورة

«Не входят ангелы (ангелы милости) в тот дом, в котором находится собака и присутствует изображение (живых существ)» (имам Муслим).

2) Что касается того, есть ли нужда в охране дома, если двора при этом нет, например, в квартире, то собаку можно держать внутри дома, как сказано в более весом слове, которое привел имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах):

هَلْ يَجُوز اِقْتِنَاء الْكِلَاب لِحِفْظِ الدُّور وَالدُّرُوب وَنَحْوهَا ؟ فِيهِ وَجْهَانِ : أَحَدهمَا : لا يَجُوز ، لِظَوَاهِر الأَحَادِيث ، فَإِنَّهَا مُصَرِّحَة بِالنَّهْيِ إِلا لِزَرْعٍ أَوْ صَيْد أَوْ مَاشِيَة , وَأَصَحّهمَا : يَجُوز

«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).

Конечно, это дозволено при условии, что внутри дома будет создано отдельное место, изолированное от места пребывания домочадцев, потому как собака является наджасом, а мусульманин обязан отдаляться от нечистоты.

Как только нужда в собаке уходит, запрет держать собаку возвращается, и нужно избавиться от нее.

собака в исламе сунна

Святейшей книгой каждого мусульманина является Коран. Он содержит в себе перечень всех законов, которым должны следовать люди, принявшие ислам, и важным дополнением к нему является сунна. Это священное предание выполняет сразу несколько функций и служит опорой для мусульманского общества.

Краткая трактовка термина

Приходилось ли вам когда-либо сталкиваться с наглядным примером, который пояснял бы то или иное правило? Сунна – это описание всех жизненных поступков пророка Мухаммада, которого выбрал сам Аллах. Можно сказать, что это биография, в которой главный герой четко следует всем законам ислама, показывая людям, как именно их нужно придерживаться. Можно сказать, что Коран и сунна – краткое содержание и развернутое описание, позволяющее каждому мусульманину точно знать, как ему действовать в различных жизненных ситуациях, дабы быть примером для собратьев своих по вере.

Основные составляющие

Как каждое древнее писание, сунна изначально существовала в устной форме. Ее основу составляли поступки Мухаммада, именуемые «фи’л», и изречения – «каул». Передавались они от одного сподвижника к другому, и те постепенно начали их записывать. Выглядели они как небольшие рассказы, по-арабски – хадисы, которые определили дальнейшую судьбу мусульман. Некоторые источники также утверждают, что сунна – это свод законов и обязанностей. Однако в исламе данное святое предание имеет лишь моральную основу.

Различия между главными исламскими писаниями

Не заостряя внимание на том, что такое сунна, и не вдаваясь в терминологию, рассмотрим основные ее отличия от Корана. Чтение первого – основной и обязательный ритуал, придерживаться которого нужно максимально строго. Знакомство с сунной не считается особым обряд

Источник

Я никогда не был большим любителем собак — даже до того, как принял Ислам. У некоторых моих друзей были питбули и ротвейлеры (наверное, для имиджа крутых мачо), у моих родственников тоже были собаки, но у меня — никогда. Но, возможно, у других новопринявших раньше была особая привязанность к собакам или по‑прежнему остается. Как ни грустно, но отношение многих мусульман к этим животным часто отвращает людей от Ислама. Я помню один очень досадный случай, когда я поддался внушению культурных предубеждений в отношении собак, свойственных многим мусульманам, и это оттолкнуло моих родственников от Ислама.

Это было двадцать лет назад на День благодарения. По этому случаю брат пригласил меня к себе погостить на выходные. Я не был у него года два, с тех пор, как принял Ислам. Как многие пары, они с женой завели собаку, которую считали членом своей семьи. Я об этом не знал, поэтому, увидев собаку, которая вместе с ними подошла к двери, страшно разволновался и попросил брата выставить пса на улицу. До принятия Ислама я так себя не вел, и это его озадачило. На вопрос, в чем дело, я ответил: «Потому что он грязный». Он возразил: «Нет, что ты! Мы его вчера купали!» Тогда я попробовал сформулировать свои доводы, чтобы они согласовывались с известным всем хадисом: «Вообще‑то, все дело в слюне». Он ответил: «Мы и зубы ему почистили. По‑моему, я где-то читал, что во рту у собаки чище, чем у человека!» И он был в чем‑то прав.

Все выходные я выслушивал бесконечные причитания его жены: «Что это за религия...», «Может, если бы мусульмане научились ценить собак, они не были бы такими жестокими». Но самое потрясающее, что, по большому счету, они были правы, а отношение, которое я усвоил за два года общения с некоторыми мусульманами (и которое соответствовало строгой «классической» интерпретации) — на самом деле, было ошибочным толкованием Ислама!

Начнем с Корана. В К

Источник

Скажите пожалуйста, что делать с одеждой, на которую попала слюна собаки - а именно: сколько раз нужно ее постирать, чтобы можно было совершать в ней молитву? Есть же хадисы, где говорится, что если посуду облизала собака - тогда нужно помыть ее семь раз, а относительно одежды такое же постановление?

“ Каково правовое постановление слюны собаки, попавшей на тело человека или его одежду, а также правовое суждение стирки этой вещи с другими вещами в стиральной машине, не сменяя воду и стирать только один раз? ”

Ответ: “ Слюна собаки – нечистота, и если она попадет на посуду или одежду, следует помыть место, куда попала слюна, в соответствии словам пророка (мир ему и благословение Аллаха): « Если собака облизала вашу посуду, то для очищения, пусть он вымоет ее семь раз, и первый раз – землей ». Если одежда стирается в чистой воде и след нечистот исчезает, то одежда очищается от собачьих и прочих нечистот, с условием что нечистоту собаки нужно вымывать семь раз и в первый раз – землей, или тем, что может заменить это, как мыло и поташ 1 ”. См. «аль-Ляджна ад-Даима» 4/196.

Ответ: “ Собачью слюну и ее следы, нужно вымывать, куда бы она ни попала, на одежду, на тело или на что-либо из домашней принадлежности. Вымывая столько раз, сколько необходимо для выведения следа от этой нечистоты, и не является условием очищения от этой нечистоты, использование земли, кроме как при очищении от нее посуды ”

Ответ: “ Нет необходимости ее мыть, мыть нужно то, из чего она пила. А влажность ее рта, ее пот, кровь и т.п. в этом случае достаточно удалить саму нечистоту и ее следы, и нет необходимости мыть семь раз и очищать землей. А Аллаху ведомо об этом лучше! ”

Щелочная соль, вывариваемая из древесной и травяной золы. Употребляется в стекольном производстве, мыловарении, в красильном деле, в фотографии и т.д. (Словарь Даля и Ушакова)

А разве есть

ИсточникИсточник

Понятие «халяль» в переводе с арабского означает «дозволенное», «разрешённое». Зачастую его применяют к продуктам питания, в особенности – к мясу и мясным продуктам, однако данное понятие затрагивает все сферы человеческой жизни. Халяль включает в себя всю совокупность того, что признано дозволенным для мусульман: начиная с продуктов питания и предметов одежды, заканчивая общественными отношениями.

Противоположным понятию «халяль» является «харам», которое переводится как «запретное», «греховное». Оно так же охватывает различные грани нашей жизни и подразумевает определённые греховные деяния: например, употребление алкогольных напитков, азартные игры, прелюбодеяние и так далее.

Исламское право подразделяет все действия верующих на 6 основных категорий, 5 из которых относятся к категории халяль, а одно – к хараму:

Первая категория объединяет те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За них человеку полагается большая награда, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.

Это действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех (но не такой большой, как за оставление фарда). Следует отметить, что подходы различных правовых школ в исламе к отнесению определенных деяний к категории ваджиб несколько различаются. Например, в ханафитском мазхабе сюда относится витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы причисляют данную молитву к категории суннат.

За их совершение верующие получают награду, но оставление не является греховным, а лишь порицаемым в некоторых случаях. Примерами таких действий могут служить обряд имянаречения для новорождённого, а также таравих-намазы в Рамазан.

украшения для собаки на новый годНе так и много времени осталось до того момента, когда на смену нынешнему покровителю 2017 года Огненному Петуху, придёт Жёлтая Собака — символ мира, тепла и домашнего уюта. Как бы человечество ни оттягивало этот момент и

Четвёртая категория включает в

Источник Духовное развитие Религия Ав. Маргарита Щукина

Каждый народ имеет собственную религию, но предполагает единую концепцию. Поэтому нельзя с уверенностью разделять людей по религиозному принципу. Но вот те, кто исповедует ислам, чтят священное предание, которое по сути является изложением жизни пророка Мухаммада.

Его поступки служат образцом добродетели и берутся за основу пути истинного мусульманина. Кажется, что это добрая сказка, но данный образ богат скрытым смыслом, благодаря которому учение заходит в душу.

Ислам и его отличия от христианства

В Коране, священной книге мусульман, сказано, что надо чтить Единого Бога, того, кто выше нас всех, того, кто может одарить и наказать, того, кто в своё время посылал истину Иисусу, Исмаилу, Моисею и Аврааму. Основателем религии стал Мухаммад, пророк, которого ставят выше прочих. В основе веры - поклонение Аллаху и Мухаммаду. Мусульмане верят, что Аллах выше простого человека, его поступки являются эталоном и жить по законам Аллаха - есть высшая благодать, так как после смерти правоверного мусульманина ждут райские сады с неземными блаженствами. В исламе пять основных столпов веры. Это её объявление, ежедневная молитва, благотворительность, пост, паломничество в святой город Мекку.

Что такое сунна?

собаки во дворе куда обращатьсяПерепечатка материалов возможна только при согласии редакции. Для интернет-изданий обязательной является прямая индексируемая гиперссылка в первом абзаце на цитируемую статью.

Нам от нашего читателя (мы сохраняе

Это и есть то самое предание о жизни Пророка. Для каждой мусульманской общины сунна - основное учение о жизни. После Корана это второй источник права, вбирающий в себя все поступки Пророка, его слова и мысли. До определённого времени сунна - это устно передаваемые слова, потом фиксируемые в виде хадисов. Между ней и Кораном тесная связь, но есть несколько минимальных отличий. Всё-таки сунна являет собой особого рода инструкцию, потому религиозному человеку проще и понятнее следовать ей. Коран вызывает

Источник

Уроки муфтия Камиля хазрата Самигуллина в месяц Рамазан по книге Хаттата Хафиза Юсуфа Таваслы «30 проповедей Рамазана»

Уважаемые-мусульмане! В прочитанном мною аяте, Всевышний Аллах обращается к нашему любимому Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям):

«О, Пророк! Наставляй моих верующих рабов и проводи проповеди для них. Ибо наставления приносят много пользы для верующих людей. Оно приносит множество пользы».

Братья мои! Данный аят показывает, что за наставление и слушание проповедей верующий человек получает большие награды – саваб. Для того, чтобы получить награду, обещанную Всевышним Аллахом, я скажу вам несколько слов наставлений. А вы, слушая эти наставления, получите пользу.

Братья мусульмане! Наша религия основывается на наставлениях, религия держится на наставлениях. Религия укрепляется путем наставлений. Места, где религия сильная, это места, которые полны наставлений. Эту истину Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) разъясняет следующим образом:

«Религия есть наставление». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил трижды эти благословенные слова. Он сказал: «религия есть наставление, религия есть наставление, религия есть наставление».

Религия Ислам - религия человечества. Религия Ислам была ниспослана для того, чтобы человек достиг счастья этого и последующего миров. Религия учит человека цели его прибытия в этот мир.

В таком случае смысл сотворения человека заключается в том, чтобы он уверовал в существование и единство Всевышнего Аллаха и совершал Ему поклонения. Человек создан для поклонения. Обязанностью человека является поклонение. Человек является человеком, только тогда, когда он совершает поклонение.

Всевышний Аллах возложил на каждого созданного определенную обязанност

Источник

О содержании собак и торговле ими

Как известно, Ислам – не просто религия, Ислам – это образ жизни человека, он затрагивает все её стороны до мельчайших деталей и объясняет их.

Присутствие собаки в доме

Не оставлен в мусульманской ре­лигии без внимания и вопрос о со­держании собак, об их пользе и отношении к ним. Есть несколько хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по этому во­просу. Так, аль-Бухари и Муслим при­вели в своих сборниках высказывания Пророка (мир ему и благословение) относительно содержания этих животных. Он сказал, например: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки и изображения». Или: «Кто будет держать любую другую со­баку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата». В другом хадисе: «...за исключением охраняющей пашню, овец или же охот­ничьей». В некоторых хадисах приво­дится, что каждый день благие поступ­ки будут уменьшаться на один кират (то есть на 1/24 долю). Также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан в своём сбор­нике хадисов привели, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангелы не входят в дом, в ко­тором есть изображение, собака или оскверненный».

Из вышесказанного ясно, что дер­жать собаку, от которой нет пользы, запрещено, поскольку в хадисах дела­ется исключение только для собак, приносящих человеку пользу. А тако­выми являются охотничьи собаки и со­баки, охраняющие посевы и скот. К ним также относятся собаки-поли­цейские, поскольку от них есть польза.

Комментируя свод хадисов Мусли­ма, ан-Навави пишет: «Что касается собак, то наш (шафиитский) мазхаб запрещает держать собак без необхо­димости и дозволяет держать их для охоты, охраны посевов и скота» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 236). Относительно допусти­мости содержания собак для охраны дома, дорог и т. п. имеется два мне­ния. Согласно первому держать их не­допустимо, исходя из прямого смысла хадисов, которые явно запрещают держать собак, кроме как для охоты, охраны посевов и скота. Более же верное мнение – второе, согласно которому держать собак допустимо по аналогии с тем, что причиной дозво­ленности является необходимость в них. Допустимо ли держать щенков, чтобы выдрессировать их для охоты, охраны посевов и скота? Относитель­но этого среди шафиитов существует два мнения и более верное из них в пользу допустимости.

По причине запрета на содержание собак ангелы милости не входят в до­ма, в которых они есть. Ангелы-храни­тели же никогда не расстаются с чело­веком. Что касается ежедневного уменьшения вознаграждения за со­вершенный благой поступок в разме­ре на один или два кирата, то об истин­ном его размере известно лишь Алла­ху. Говорят, что это зависит от вре­да, причиняемого собакой. Сказано также, что вознаграждение уменьша­ется на два кирата за содержание со­бак в городах и селениях и на один за собак в пустынях. Также сказано, что вознаграждение уменьшалось на один кират, и Пророк (мир ему и благословение) пожелал ужесто­чить это и сообщил, что вознагражде­ние уменьшается на два кирата, одна­ко важно знать, что вознаграждение уменьшается как за прошлые, так и за будущие благие поступки.

Ученые объясняют, что вознаграж­дение уменьшается потому, что из-за собаки ангелы не входят в дом, ибо от нее исходит запах, противный анге­лам, а также потому, что некоторые собаки, согласно хадису, называются шайтанами, ангелы же – их антиподы. Сказано, что вознаграждение умень­шается по причине ослушания, если кто-то нарушает данный запрет, и по причине того, что собака, находясь в доме, может незаметно для хозяина поесть из его посуды, а тот не вымоет ее шесть раз водой и один раз землей.

Торговля собаками

Муслим передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил получать деньги от продажи собак, за проституцию и гадание. В одном из хадисов Рафиа ибн Хадидж передаёт, что он слышал как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Худ­ший заработок – это заработок про­ститутки, деньги за собаку и крово­пускание». В другом хадисе говорит­ся: «Деньги за собаку – мерзость, за­работок проститутки – мерзость и заработок за кровопускание – так­же мерзость». Ад-Дамири в своей книге пишет: «Продажа собак по на­шему (шафиитов) мнению недей­ствительна, в противоположность Малику, который дозволил их прода­жу, так что маликитский ученый Сухнун сказал: «На эти деньги можно со­вершить хадж». Абу Ханифа же сказал, что «допустимо продавать не злых собак» (Ад-Дамири. Хаяту аль-хайвани аль-кубра. Т. 2. С. 261).

Ан-Навави говорит: «Что касается запрета на получение денег за собак и того, что это худший и мерзкий за­работок, то это указывает на запрет торговли собаками, что договор про­дажи собак недействителен и деньги, полученные за них, не являются до­зволенными» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 232). Возмещать ущерб за причинение вреда собаке также не нужно, независимо, дозво­лено ли содержать эту собаку или нет. Этого мнения придерживается большинство мусульманских учёных, среди которых аш-Шафии и имам Ах­мад. Абу Ханифа сказал, что договор продажи собак, от которых есть поль­за, действителен, и что за причине­ние вреда такой собаке необходимо возмещать ущерб. Ибн аль-Мунзир привёл от Джабира, Ата и ан-Нах'и, что допустимо продавать только охотничью собаку. От Малика пере­дано несколько хадисов, один из ко­торых гласит о недопустимости про­дажи собаки, но об обязанности воз­мещения причиненного ей ущерба.

Доказательством большинства ученых являются вышеприведенные хадисы. Что касается хадисов, в кото­рых приведен запрет на получение денег от продажи собаки, за исключе­нием охотничьей, а также о том, что Усман наложил штраф на человека за убийство собаки в размере двад­цати верблюдов, и что Амр ибн аль-Ас считал необходимым возмещать ущерб за убийство собаки, то все эти хадисы слабые согласно мнению всех хадисоведов.

У аш-Шавкяни приведён коммен­тарий на хадис из двух сборников «Сахихов» о том, что Пророк (мир ему и благословение) запретил получение денег за собак: «Это доказательство в пользу за­прета продажи собак, и явный смысл этого хадиса указывает, что нет раз­ницы между собакой обученной или иной, независимо, дозволено ли ее держать или нет» (Аш-Шавкяни. Найл аль-автар. Т. 5. С. 153). Этого мнения придерживается большинство уче­ных. Абу Ханифа сказал: «Допустимо продавать собак», а Ата и ан-Нах'и сказали, что можно продавать только охотничью собаку, на это ука­зывает хадис, приведенный ан-Насаи, переданный Джабиром: «Запре­тил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получать деньги за собаку, за исключением охотничьей», однако относительно этого хадиса существует сомнение.

Из всего вышеупомянутого стано­вится ясно, что торговля собаками до­пустима по одному из хадисов, приво­димых имамом Маликом, как об этом сказал Сухнун. Также, по мнению Абу Ханифы, можно торговать собаками, которые не приносят вреда, а по мне­нию аш-Шафии, торговля собаками однозначно запрещена.

Камаледдин ад-Дамири в своей книге «Хаят аль-хайван аль-кубра» упоминает, что собаки являются нечистыми животными, будь они обу­ченными или нет, маленькими или большими. Этого же мнения придер­живаются аль-Авзаи, Ахмад, Абу Ха­нифа, Исхак, Абу Савр, Абу Убайд, а также имам аш-Шафии. Шафииты аргументируют нечистоплотность со­баки хадисом от аль-Бухари и Мусли­ма: «Если собака лакала из посуды одного из вас, то пусть он выльет и помоет посуду семь раз, один из которых землей». Они сказа­ли, что если бы оставшееся в посуде было чистым, то Пророк (мир ему и благословение) не повелел бы вылить его, поскольку это яв­ляется расточительством.

Имам ан-Навави в своём коммен­тарии на «Сахих» Муслима об этом хадисе говорит следующее: «Хадис указывает на обязательность очище­ния посуды водой семикратно отто­го, что собака – нечистое животное. Если ее моча, помет, кровь, пот, шерсть или слюна попадут на одеж­ду, тело человека или какой-то чис­тый предмет, то его необходимо по­мыть семикратно, один раз из кото­рых землей».

Великий богослов имам аш-Шарани в своей книге «Аль-бахр уль-мавруд» пишет следующее: «Все жи­вое вокруг нас Аллах наделил осо­бенностями, свойственными только ему и никому другому. Особо при­ближенные к Аллаху люди видят эти особенности и перенимают их. Подобные качества они наблюдают и у собак, когда те переносят гру­бость со стороны людей, не прячут что-либо на запас, питаются тем, что найдут, пьют воду из луж и довольны тем, что дает им Господь. Они доб­родушны и ласковы к тем, кто сде­лал им доброе, не злобны к тем, кто с ними плохо обошёлся».

Собаке присущи десять качеств, придерживаться которых следу­ет и верующему человеку:

1. Она постоянно испытывает голод, а это качество праведных.

2. Она проводит во сне только малую часть ночи, а это из ка­честв выстаивающих ночи в мо­литве.

3. Если прогонять её из дома да­же тысячу раз, она не покинет порога хозяина, а это из призна­ков искренних.

4. Когда она умирает, то не ос­тавляет наследства, а это из признаков аскетов.

5. Она довольствуется самым плохим местом, а это из призна­ков довольствующихся.

6. Оно смотрит на каждого и ждёт, что кто-то бросит ей что-нибудь из еды. А это из ка­честв испытывающих нужду.

7. Если на неё бросить или вы­сыпать горсть земли, то она не будет злиться, а это из качеств влюбленных в Аллаха.

8. Если её прогонят с её места, то она покинет его и пойдет на другое, а это из поступков вос­хваляющих Аллаха

9. Если ей бросят лишь кусок хлеба, то она съест его и прове­дёт ночь, а это из признаков довольствующихся малым.

10. Когда она перебирается из одного места в другое, то не бе­рёт с собой ничего, а это из при­знаков уповающих на Аллаха. И в этом есть мудрость для чело­века».

«Кашифату ассаджа»

Из сборника фетв Атията Сакара, руководителя Комиссии по фетвам при Университете Аль-Азхар (Египет)


Смотрите также